![]() |
Добро пожаловать, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
A+A |
![]()
Сообщение
#1
|
**** ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Главные администраторы Сообщений: 695 Регистрация: 19 Apr 2007 Пользователь №: 1,988 ![]() |
Был вчера репортаж по российскому ТВ. Застал только концовку - толпа народу штурмовала (?) монастырь, протестуя против нахождения одного из храмов под епархийей Сербской патриархии ...
Сегодня искал и в яндексе, и в гугле - тишина (может, конечно, плохо искал) ![]() Алексей |
![]() ![]() |
snoop |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Заведующий форумом ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Главные администраторы Сообщений: 1,117 Регистрация: 18 Jan 2007 Из: Москва-Черногория Пользователь №: 1,313 ![]() |
Ну вот примерно так (если где-то ошибся в фактах, поправьте):
Современное положение дел таково: в Черногории действует Сербская православная церковь (центр её в Белграде), которая имеет две "административные единицы" – Черногорско-Приморскую митрополию с центром в Цетине и Будимльско-Никшичскую епархию с центром в Беране. Кроме того, в конце 90-х годов была организована Черногорская православная церковь, которая в настоящий момент не признана остальными 15-ю "официальными" православными церквями. ЧПЦ зарегистрирована лишь как общественная организация, СПЦ же вообще не имеет регистрации на территории Черногории, что связано с отсутствием черногорского закона о религиозных организациях. Черногорско-Приморская митрополия СПЦ не без оснований считает себя единственным законным собственником всего церковного имущества православной церкви на территории Черногории. Но при этом обосновывает свою позицию не правовыми категориями (хотя вполне могла бы поступать именно так), а средствами примитивной сербской националистической пропаганды. Так, основной тезис обоснования своих прав следующий: "Черногория – исконно сербская земля, и здесь всегда была только Сербская православная церковь и митрополия Черногорско-Приморская как её составная часть". На официальном сайте СПЦ http://www.spc.yu/Istorijat/poceci.html все народы, проживавшие в ранние средние века (IX-XII в.в.) на территории бывшей СФРЮ, называются сербами, а Дукля и Рашка (будущие Черногория и Сербия) – это просто два сербских государства, что мягко говоря, притянуто за уши. Ведь даже в 1217 году при коронации первого сербского короля Стефана Первовенчанного его титул именовался как "Король всех рашкских земель и Диоклитии, и Травунии, и Захумии", то есть Диоклития (Дукля) не считалась рашкской (сербской) землёй. Дукля была завоёвана рашкским жупаном С.Неманей в начале 1180-х годов. С конца XIII века церковная жизнь в Черногории проходила под духовным началом Печской патриархии (то есть СПЦ). В XVIII веке османы (к тому моменту уже более 200 лет оккупировавшие Сербию) начали политику постепенного удушения Печской патриархии, и в 1766 году ликвидировали её, передав сербские приходы подконтрольному Константинопольскому патриарху и введя богослужение на греческом языке. Пётр I (Св.Пётр Цетиньский) был рукоположен в сан митрополита в 1784 году на территории Австрии, Карловацким сербским митрополитом Моисеем (Карловацкая митрополия образовалась после бегства в 1690 году не желавшего подчиняться турецкому контролю Печского патриарха Арсения за пределы оккупированной территории). Но уже следующий черногорский правитель, Пётр II Негош был произведён в сан митрополита (в 1833 году) Святейшим Синодом Русской православной церкви в Санкт-Петербурге. С этого момента каноническая связь Цетиньской митрополии с Сербской церковью оказалась прерванной не только с фактической, но и с юридической точки зрения. Все последующие черногорские митрополиты назначались в России. Князь Никола просил в 1896 году разрешения на переход в католичество своей дочери Елены (она выходила замуж за итальянского наследного принца и впоследствии стала королевой Италии) именно у Святейшего Синода РПЦ… Вот, кстати, выдержка из "Брокгауза и Ефрона" (конец XIX века): Православие, христианское вероисповедание, к которому в настоящее время принадлежат церкви: русская (греко-российская), греческая, сербская, черногорская, румынская, нек. славянские в австрийск. владениях, греческая и сирская во владениях Турции и абиссинская. Неоспорим тот факт, что черногорское население до 1918 года идентифицировало свою национальную принадлежность как "сербы". Но при этом Черногория являлась независимым государством, и церковь Черногории в течение 85 лет была автокефальной. 13 ноября 1918 года в результате мирного государственного переворота так называемая Великая народная скупщина в Подгорице (в Цетине собраться не решились, так как там была "неистребимо сильна государственная традиция Черногории") провозгласила свержение династии Петровичей-Негошей и "вхождение в общее отечество нашего трёхименного народа сербов, хорватов и словенцев". Таким образом, была ликвидирована государственность Черногории. 16 декабря на заседании Синода Черногорской православной церкви было принято следующее решение: "Поскольку Великая народная скупщина сербского народа в Черногории приняла решение о том, что независимая Черногория объединяется с Королевством Сербия, то и Святейший Синод считает целесообразным и оправданным, чтобы и святая автокефальная церковь Черногории объединилась с независимой православной церковью Королевства Сербия,и, вместе с ней,- в целой Сербской православной церкви в новом государстве сербов, хорватов и словенцев". Таким образом, объединились три независимые православные области: - Цетиньская митрополия (церковь Черногории), на территории ликвидированного государства Черногория; - Белградская архиепископия (церковь Сербии); - Карловацкая митрополия (сербская православная церковь на вошедших в состав Королевства СХС землях проигравшей войну Австро-Венгрии). Единая СПЦ в её современном виде была создана 17.06.1920 королевским указом принца-регента Королевства СХС Александра Карагеоргиевича на основе, как указывалось выше, добровольного объединения трёх независимых церквей. Цетиньская митрополия была преобразована в Черногорско-Приморскую, существующую до сих пор. И, несомненно, именно она является прямой преемницей церковной структуры, существовавшей на территории Черногории до 1918 года. Но, повторю ещё раз, эта преемственность обосновывается руководством митрополии совершенно по-другому. Митрополит Амфилохий являлся и является одним из главных противников черногорской независимости, отрицает существование черногорского народа, продвигает лозунг "Черногория-сербская земля". Это вызывает естественную негативную реакцию значительной части черногорского общества (по переписи 2003 года 40% населения страны назвали себя черногорцами). Сложилась парадоксальная ситуация: в центре столицы (кстати, в Цетинье, 95% жителей – черногорцы), в Цетиньском монастыре, являющемся не только религиозным объектом, но и главным памятником черногорской государственности, располагается резиденция руководителя откровенно античерногорской организации, отрицающего право Черногории на независимость и право черногорцев на национальность. Почти никто из жителей Цетинье не посещает службы в монастыре… По моему сугубо субъективному (и, возможно, совершенно неправильному) мнению, вполне разумным выходом из ситуации является следующий: СПЦ назначает на должность митрополита Черногорско-Приморского человека, более лояльного к Черногории, чем Амфилохий, и признаёт митрополию автокефальной церковью. Таким образом можно восстановить доверие большинства населения и одновременно пресечь притязания новоявленных лидеров Черногорской православной церкви. К сожалению, такое развитие событий малореально, так как сербский патриарх Павел в силу весьма преклонного возраста почти отошёл от дел, а Амфилохий является самым влиятельным из руководителей СПЦ. В противном случае власть может вполне осознанно пойти по "македонскому" варианту и передать всё имущество митрополии новообразованной ЧПЦ, а СПЦ объявить фактически вне закона. Для этого необходима самая малость: в законе о вступлении в действие будущей черногорской конституции надо прописать незаконность решения так называемой Скупщины в Подгорице в ноябре 1918 года о ликвидации черногорской государственности. Вследствие этого может быть поставлено под сомнение и принятое месяцем позже объединительно решение Св.Синода церкви Черногории. Дальше – национализация имущества СПЦ в Черногории и передача его ЧПЦ. В общем, печально… |
![]() ![]() |
Упрощённая версия | Сейчас: 25 Jul, 19:05 |